В век интернета и гаджетов сложно переоценить значение виртуальных форм ведения делопроизводства. От оперативности действий, которую они обеспечивают, зависит очень многое: успешное ведение бизнеса, управление собственными средствами, осуществление закупок и заключение разнообразных сделок. На смену ручке «Паркер» и бумаге пришли цифровые документы, которые визируются кодами, содержащими информацию, идентифицирующую подписантов и имеющую то же значение, что и обычный автограф. Неудивительно, что все больше физических лиц и бизнес-структур находятся в поиске сведений о том, как получить электронную подпись для доступа ко всем сервисам сайта Госуслуги.
Виды подписей
Перед тем, как сделать электронную подпись для личного кабинета Госуслуг, нужно четко понимать механизм формирования и виды цифровых кодов, имеющих разные сферы приложения и юридическую силу. Существует три вида виртуальных автографов:
- ЭП — простая,
- НЭП – неквалифицированная усиленная,
- КЭП – усиленная квалифицированная электронная подпись.
Последний вариант наиболее надежный и востребованный, его оформление регулируется достаточно объемным пакетом нормативных документов и подразумевает процедуру получения с предоставлением большого количества бумаг, подтверждающих личность заявителя.
Невозможно просто купить электронную подпись для Госуслуг онлайн, поскольку процедура предусматривает личную явку и предоставление в удостоверяющие центры или МФЦ оригиналов документов.
Незначительные расходы повлечет приобретение качественного носителя информации.
Как получить ЭЦП физическому лицу
Заказать и купить ЭЦП можно на портале компании СКБ «Контур» по ссылке https://ca.kontur.ru/certificate/51, в перечне услуг которого не только генерация кодов, но и срочное выполнение заказа, сопровождение сертификата и дублирование ключа для совместного использования доверенным лицом. Стоимость услуг компании варьируется от двух до двух с половиной тысяч рублей.
Цена ЭЦП для использования сайта Госуслуг – стоимость флешки, на которую записывается ключ. Оплатив ее в кассе центра, заказчик заверяет документ о получении кода, генерация которого занимает около часа. Подписант получает носитель с данными, акт передачи, сертификат и памятку, которую необходимо изучить перед началом использования КЭП.
Сделать ЭЦП для физических лиц бесплатно можно через МФЦ. Это будет простая электронная подпись, достаточная для получения основных государственных и муниципальных услуг онлайн в электронном виде. Подробную информацию по данной возможности можно найти на странице https://www.gosuslugi.ru/164879/1/info.
Проверка электронной подписи через Госуслуги
Чтобы быть уверенным в подлинности ЭЦП, необходимо воспользоваться специальным сервисом на портале Госуслуги, где проверка электронной подписи займет несколько минут. Здесь вы можете получить ответы такие вопросы, как срок действия, наличие сертификата в списке отозванных, принадлежность к числу действующих сертификатов, выданных соответствующими органами.
Проверка сертификата
В первую очередь можно проверить саму подпись и её цифровой сертификат. При проверке может оказаться, что действующих сертификатов на портале Госуслуг нет, а электронная подпись лишь имитация, и этот факт поможет избежать потерь не только финансовых, но и имиджевых. Проверить ее можно в случаях, если:
- возникла необходимость проверки достоверности документа, заверенного ЭЦП;
- для идентификации лица, владеющего виртуальным ключом;
- необходимо предотвратить ошибочные действия, осуществляемые с помощью цифровой подписи.
Проверка электронного документа с ЭП
Чтобы проверить подлинность цифрового документа, необходим компьютер, интернет и носитель, либо копия файла, подвергающегося проверке. Перейдите на страницу сервиса проверки по прямой ссылке https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds. На мониторе отобразится информация со списком проводимых проверок. Выберите строку «Подтверждение документа», после чего загрузите проверяемые данные и получите итоги после нажатия кнопки «Проверить».
Проверка документа и отсоединенной от него подписи
Отсоединенная подпись – это прилагающийся к документу файл с кодом (в подписанном варианте цифровой код встраивается непосредственно в документ, являясь его частью). Чтобы осуществить его проверку, необходимо, как и в первом случае, пройти по цепочке, и выбрать в списке последнюю позицию с упоминанием варианта необходимого запроса, который осуществляется с помощью утилит госпортала услуг, работающих с сертификатами форматов X.509 и BASE64. После введения капчи пользователем и нажатия на кнопку «Проверить», на экране отобразятся результаты запроса.
Данные услуги являются одним из информационных сервисов по оказанию помощи пользователям портала, поэтому они не принимаются в качестве доказательной базы для суда.
Регистрация в Госуслугах с помощью усиленной КЭП
Заказать электронную подпись для беспрепятственного пользования порталом Госуслуг можно как до, так и после регистрации на сайте. Имея на руках усиленную квалифицированную электронную подпись, вы можете осуществить регистрацию и подтвердить свой аккаунт не выходя из дома.
Для этого необходимо пройти три этапа:
- Зарегистрировать упрощенную учетную
с указанием ФИО, адреса почтового ящика онлайн и контактного номера телефона, на который вскоре после регистрации будет отправлено сообщение, содержащее ключ с подтверждением прохождения этого этапа регистрации.
- Создать учетную запись (стандарт),
заполнив соответствующие данные в пользовательском профиле. В нем необходимо указать сведения из паспорта, СНИЛС, а также выбрать ближайший центр обслуживания населения.
- Подтвердить личность с помощью ЭП,
выбрав соответствующий вариант.
Кроме подтверждение личности на портале Госуслуги через усиленную квалифицированную электронную подпись, можно воспользоваться и несколькими альтернативными способами. Первый — лично обратиться с пакетом бумаг в ближайший госцентр обслуживания. Второй актуален для клиентов Почта Банка, Сбербанка или Тинькофф, имеющих возможность осуществить идентификацию с помощью сервисов онлайн-банкинга. Если у пользователя есть активная универсальная электронная карта, можно использовать ее, чтобы создать подтвержденную учетную запись.
Описание и возможности
Воспользоваться цифровой документацией, заверенной ЭЦП, имеет возможность любой гражданин. При этом необходимо строго соблюдать нормы и акты, определяющие работу с этой формой делопроизводства. Она облегчает и упрощает оформление разнообразных бумаг и услуг, поэтому необходимо четко понимать не только то, как сделать электронную подпись для Госуслуг, но и как проверить её подлинность на заверенных ею документах.
Одной из целей оформления ЭЦП является упрощенный доступ к услугам онлайн, предоставляемым государственным порталом, в ведении которого находится выдача документации в таких сферах, как:
- семья и дети;
- образование;
- пенсия, пособия и льготы;
- налоги и финансы;
- здравоохранение;
- бизнес и предпринимательство и пр.
Ключ открывает возможности для более оперативного оформления отчетности, упорядочения документооборота, участия в торгах онлайн-бирж и прочих торговых и инвестиционных площадок, использование услуг и сервисов, запрашиваемых онлайн.
Для тех, кто озабочен тем, как получить ЭЦП физическому лицу для Госуслуг, среди прочей будет полезна информация о том, какие операции с виртуальной подписью можно осуществлять на портале. В списке: получение услуг без ограничений, а также возможность проверки подлинности сертификата. Также для работы с ЭЦП можно найти на официальном портале Госуслуг плагин, скачать и установить его на свой компьютер.